RUcompany.ru


Компании в России

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)

191167, Санкт-Петербург, наб. р. Монастырки, д. 1, тел./факс: (812) 274-0628
Подробные контакты

Список руководства

Котляров Владимир Саввич - Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский

Край, в котором был основан Санкт-Петербург, издавна населен православными русскими людьми – потомками славян, живших рядом с финскими племенами. Первая проповедь христианства среди населения края была начата святой равноапостольной княгиней Ольгой еще в середине X в., за тридцать лет до крещения Руси. К этому же времени относится основание иноческой обители на острове Валааме святыми преподобными Сергием и Германом Валаамскими. В XII в. в первой северной столице Руси – Старой Ладоге – были построены каменные храмы, а по берегам Луги, Наровы, Волхова и Ладожского озера в селах и погостах стояли многочисленные православные церкви, монастыри и скиты. В XIII в. эти земли – Причудье, Приладожье и Невский край – удалось отстоять от посягательств западных соседей ратным подвигом святого благоверного великого князя Александра Невского. В его лице Невская земля получила своего земного, а после его кончины в 1263 г. – и небесного заступника и покровителя. В ХIII–XIV вв. территория епархии стала частью знаменитой Северной Фиваиды, где в аскетическом подвиге просияло множество подвижников и святых угодников Божьих. Преподобные Антоний Дымский (†1224), Арсений Коневский (†1447), Мартирий Зеленецкий (†1603), Макарий Римлянин (†XVII в.) и другие подвижники были основателями многочисленных монастырей.


В XVII в. Ижорская земля и Западная Карелия отошли к шведам, что вызвало отток из них православного населения, однако император Петр I вернул эти земли России и основал здесь в 1703 г. новую столицу Российского государства. Вскоре происходит духовное оживление края: из разных губерний России сюда переселяются православные люди всех сословий, в северной столице и ее пригородах возводятся деревянные и каменные храмы.


В 1714 г. в Санкт-Петербурге по указу императора Петра I был основан Александро-Невский монастырь, ставший в конце XVIII в. лаврой. В 1724 г. император повелел перенести из Владимира в новооснованный монастырь мощи святого благоверного князя Александра Невского. В 1721 г. при Александро-Невском монастыре была открыта Славянская школа, носившая с 1725 г. название Славяно-греко-латинской семинарии. В 1788 г. она была преобразована в Главную семинарию, куда посылали учиться лучших воспитанников почти из всех епархиальных семинарий России.


В 1797 г. Главная семинария при Александро-Невском монастыре была преобразована в Александро-Невскую академию, которая с 1809 г. носит название Санкт-Петербургской духовной академии. Из стен духовной академии вышло много замечательных людей как духовного, так и светского звания: видных иерархов Церкви, известных богословов и церковных историков, профессоров, академиков Российской Академии наук, духовных писателей, миссионеров, чтимых русским народом всероссийских архипастырей и пастырей. Своего наивысшего подъема Санкт-Петербургские духовные академия и семинария достигли к концу XIX – началу XX вв. До сих пор сохраняют свое научное значение труды замечательных профессоров академии, среди которых В. В. Болотов, Н. Н. Глубоковский, И. Е. Евсеев, А. П. Лопухин, А. И. Бриллиантов.


В 1776 г. к Санкт-Петербургской епархии была присоединена древнейшая Новгородская епархия, и столичный архиерей стал первенствующим членом Святейшего Синода. С 1783 г. петербургские архипастыри имеют сан митрополита. При первом митрополите Санкт-Петербургском и Новгородском Гаврииле (Петрове), выдающемся церковном деятеле, Санкт-Петербург наряду с Москвой и Киевом стал крупнейшим духовным центром страны. Тогда же в епархии были возобновлены старинные монастыри на островах Валаам и Коневец. В годы правления митрополита Гавриила в северной столице жила великая русская святая – блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая.


К 1917 г. в Санкт-Петербурге, население которого к этому времени составляло более трех миллионов человек, насчитывалось 465 православных храмов – почти столько же, сколько и в древней Москве. Всего в епархии их было более шестисот. Приходы при храмах, разные церковные общества и братства вели огромную просветительскую и благотворительную работу, выходили десятки церковных газет и журналов, сотни книг и брошюр православного содержания. О высоком уровне благочестия свидетельствуют биографии подвижников того времени, из которых многие были позже прославлены Церковью в лике святых, например, святитель Феофан Затворник, апостол Японии святитель Николай (Касаткин), праведный Иоанн Кронштадтский, святитель Тихон (Белавин), патриарх Московский и Всероссийский.


После революции 1917 г. в массовом порядке стали закрываться монастыри, духовные учебные заведения и храмы, вначале домовые, воинские и дворцовые, а затем и остальные. В 1918 г. были закрыты Санкт-Петербургские духовные академия и семинария. Было запрещено преподавание закона Божьего, поруганы мощи святых, многие клирики и миряне пали жертвой атеистической власти, пополнив число мучеников за веру. Через пять лет после революции в Петербурге оставались действующими только 123 храма. В 1922 г. под предлогом «помощи голодающим» в епархии, как и во всей России, произошла конфискация церковных ценностей, которая вылилась в открытое осквернение и поругание святынь. Тогда же после показательного процесса против духовенства были расстреляны священномученики митрополит Петроградский Вениамин, архимандрит Сергий (Шеин) и мученики Иоанн Ковшаров и Юрий Новицкий.


Преследования верующих перешли в открытые гонения на Церковь. 1920–1930-е гг. ознаменовались массовым закрытием и разрушением церквей, арестами, высылками и расстрелами епископата, белого духовенства, монашествующих и мирян.


В 1932 г. началась «пятилетка безбожия», целью которой было полное упразднение религии в стране. Оставшиеся храмы закрывались, обращались в склады или клубы, безжалостно сносились, взрывались, разбирались на кирпичи. Гибли старинные уникальные памятники архитектуры, уничтожалось замечательное художественное убранство, продавалось за границу накопленное веками народное достояние. Все это происходило на фоне репрессий духовенства и верующего народа: например, за одну ночь 18 февраля 1932 г. в городе и области было арестовано около 500 монашествующих, которых сослали на север или в Казахстан. Еще через три года из Ленинграда была произведена массовая высылка священников.


К июню 1941 г. в Ленинграде оставалось лишь восемь действующих храмов, в которых служили только 12 священников. Закрытию этих приходов помешала война. Санкт-Петербургская епархия, которой руководил митрополит (будущий патриарх) Алексий (Симанский), приняла активное участие в защите Отечества от интервентов: в храмах служились молебны о даровании победы, собирались народные пожертвования на армию (их размеры достигали миллионов рублей). Тысячу дней и ночей, стоя на камне, молился о русских воинах преподобный Серафим Вырицкий.


После войны отношение власти к Церкви стало более терпимым: открытые во время оккупации храмы почти не закрывались, регистрировались новые общины, которым возвращались приходы, духовенство освобождалось из лагерей. Были возвращены Смоленская кладбищенская церковь и часовня блаженной Ксении, Свято-Троицкая церковь «Кулич и Пасха», Свято-Троицкий собор лавры, открыты приходские церкви на востоке области. В западной части епархии остались действовать до двух третей храмов, открытых в годы оккупации при православной Псковской миссии, в их числе соборы в Луге и Гатчине. После краткого перерыва вновь стал действующим Выборгский собор. В 1946 г. возобновилась деятельность духовной академии и семинарии, которые стали полноправными преемниками дореволюционных школ, поскольку первые несколько лет после открытия в них преподавало немало старых профессоров и выпускников прежней академии. Во главе процесса возрождения жизни в епархии в послевоенный период стоял митрополит Григорий (Чуков).


В 1947 г. было восстановлено Лужское викариатство, которое возглавил епископ Симеон (Бычков), открыто восемь храмов. Число приходов в епархии достигло 50, из которых 16 находилось в Ленинграде. Через два года в епархии стало еще на семь храмов больше, но затем их количество почти не меняется до начала хрущевских гонений.


С 1960 г. храмы вновь начали закрываться (особенно активно в области), их количество снизилось до 47, надолго застыв на этом уровне. Несмотря на закрытие церквей, духовенства в епархии не стало меньше, в 1965 г. его численность составила 120 человек.


Светлая страница в истории Санкт-Петербургской епархии связана с именем митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), бывшего правящим архиереем с 1963 по 1978 гг. Благодаря его усилиям духовные школы не только не были закрыты, но вышли на качественно новый образовательный уровень. Увеличился авторитет Церкви в глазах светской общественности, возросли возможности миссионерской проповеди среди простых людей.


Начало нового периода возрождения жизни епархии связано с именем нынешнего святейшего Патриарха, тогда митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера), правившего епархией с 1986 г. вплоть до своего избрания на патриаршество в 1990 г. При его деятельном участии уже в год тысячелетия крещения Руси (1988) началось возвращение Церкви закрытых ранее храмов и монастырей, во множестве стали возникать церковные общины, учреждаться воскресные школы, возобновилась издательская деятельность. В последующий период Церкви были возвращены мощи святого благоверного князя Александра Невского, преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Серафима Саровского, святителя Иоасафа Белгородского и других угодников Божьих.


Активное возрождение церковной жизни продолжается при нынешнем правящем архиерее – с декабря 1995 г. Санкт-Петербургскую епархию возглавляет 33-й митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров). Архиерейское служение митрополита Владимира на санкт-петербургской кафедре ознаменовалось стремлением к улучшению разных сторон епархиальной жизни. Были упорядочены отношения Санкт-Петербургской епархии с гражданскими властями, значительно ускорился процесс передачи храмов, оформления юридических прав на землю и церковные здания. Просветительская, благотворительная, миссионерская и представительская деятельность получили новый импульс и стали более целенаправленными. Благодаря стараниям митрополита Владимира в апреле 1996 г. была возвращена и восстанавливается Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. Возвращен Казанский собор, который с декабря 1999 г. стал кафедральным. За последнее десятилетие XX в. были возрождены знаменитые Троице-Сергиева пустынь (1993) и Александро-Невская лавра (1996), Череменецкий (1993), Зеленецкий (1993), Александро-Свирский (1998) мужские, а также Новодевичий (1997) и Введено-Оятский (1993) женские монастыри, открыта новая Покрово-Тервеническая женская обитель (1996).


Число действующих храмов по сравнению с 1988 г. выросло в десять раз и продолжает увеличиваться. В настоящее время в Санкт-Петербургской епархии действуют 11 монастырей (8 мужских и 3 женских), 405 церквей (197 в городе и 208 в области), 14 монастырских подворий, из них 9 мужских и 5 женских, а также 2 скита и 135 часовен, по состоянию 1 января 2004 г.


Особое внимание митрополит Владимир уделяет богослужебной жизни епархии, а также миссионерско-просветительской деятельности Церкви в обществе. Продолжается издание журнала «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», с 2000 г. начали выходить ежемесячный церковно-исторический журнал «Церковный вестник» и епархиальная газета «Православие и жизнь». В 1998 г. с благословения митрополита Владимира был организован сайт Санкт-Петербургской митрополии в Интернете: http://www.mitropolia-spb.ru, на котором оперативно размещается информация о важнейших событиях епархиальной жизни, а также электронные варианты названных церковных изданий.


В епархии действует Тихвинское викариатство, возглавляемое ныне епископом Константином (Горяновым), ректором Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии.


Важным событием, подводящим итог жизни епархии на протяжении 260 лет, стала недавняя канонизация подвижников, просиявших своей святостью на Санкт-Петербургской земле и укрепляющих верующих примером своего подвига и молитвенным предстательством. В 1988–2001 гг. были прославлены блаженная Ксения Петербургская (1988), святой праведный Иоанн, пресвитер и чудотворец Кронштадтский (1990), а также многие новомученики и исповедники российские, подвизавшиеся в пределах Санкт-Петербургской епархии. В их числе священномученики митрополит Петроградский Вениамин и иже с ним убиенные архимандрит Сергий и мученики Юрий и Иоанн (1992), преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна (1992), первомученик русского духовенства в XX в. протоиерей Иоанн Кочуров, пресвитер Царскосельский (1994), священномученик митрополит Петроградский Серафим (1998), исповедник архиепископ Илларион (Троицкий) (1999), а также прославленные на юбилейном архиерейском соборе 2000 г. российские новомученики святые царственные страстотерпцы, протоиерей Философ Орнатский с сыновьями Николаем и Борисом, священномученик Платон, епископ Ревельский, протоиереи Владимир Лозина-Лозинский, Карп Эльб и Николай Симо, пресвитер Кронштадтский и выдающийся подвижник XX в. преподобный Серафим Вырицкий. В 2001–2002 гг. в сонме новомучеников и исповедников российских прославлены священномученики петроградские протоиереи Петр Скипетров и Алексий Ставровский (†1918), ивангородские и нарвские пресвитеры Димитрий Чистосердов и Александр Волков (†1918), священномученики Сергий Флоринский (†1918), Иоанн Петтай (†1919), Николай Покровский, Василий Канделябров и преподобномученики Тихвинские Арсений (Дмитриев) и Иоанникия (Кожевникова) (†1937).





Rambler's Top100

Яндекс цитирования







© RuCompany.ru 2006 - 2024
Любое полное или частичное воспроизведение материалов сайта
возможно только при наличии активной гиперссылки: Источник - RuCompany.ru