|
Федеральное Государственное Унитарное ПредприятиеЦентральное морское конструкторское бюро «Алмаз» |
|
|
|
196128, Санкт-Петербург, Варшавская ул., д. 50, тел.: (812) 296-5502, (812) 293-4837 Подробные контакты | | |
| ЦМКБ «Алмаз» ведет свою историю с 22 октября 1949 года, когда было создано СКБ-5 по проектированию катеров с дальним радиусом действия. В 1956 г. приказом Минсудпрома СКБ-5 было реорганизовано в ЦКБ-5. В 1963 г. бюро переименовывается в ЦМКБ «Алмаз» и ему передается ЦКБ-19 с ленинградским Морским заводом. В 1970 г. на базе ЦМКБ было организовано производственно-техническое объединение «Алмаз» по созданию кораблей и судов с новыми принципами движения. С 1990 г., после реструктуризации объединения, ЦМКБ «Алмаз» работает самостоятельно.
С момента образования основными сферами деятельности ЦМКБ «Алмаз» являются проектирование скоростных ударных катеров, десантных кораблей на воздушной подушке, скоростных патрульных кораблей и катеров.
История развития отечественного катеростроения неразрывно связана с разработками ЦМКБ «Алмаз», а отдельные проекты бюро стали этапами в развитии мирового судостроения. Использование новейших научных технологий в сочетании с созданными в России высокоэффективными комплексами противокорабельного, противовоздушного и противолодочного ракетного оружия позволило «Алмазу» создать несколько поколений высокоэффективных катеров и кораблей.
В 1957 г. специалистами бюро был создан первый в мире ракетный катер. На основе опыта создания артиллерийских и торпедных катеров, построенных в СССР до и в период Великой Отечественной войны, «Алмаз» впервые в мире установил крылатые ракеты на скоростных катерах. Специалисты бюро за формирование концепции и создание нового для мирового военного судостроения класса кораблей – ударных ракетных катеров – получили Ленинскую премию 1961 г. В 1969 г. было начато строительство семейства малых ракетных кораблей «Молния». Этот проект в наибольшей степени характеризует достижения бюро в развитии созданного в России этого класса военных кораблей.
Всего с 1957 г. в СССР и за рубежом по проектам ЦМКБ было построено 386 скоростных ракетных катеров и кораблей трех поколений, существенно повлиявших на структуру флотов многих государств и продемонстрировавших на практике боевую эффективность.
ЦМКБ «Алмаз» – ведущая организация в России, специализирующаяся на проектировании кораблей на воздушной подушке, осуществляемом с 1954 г. С деятельностью бюро связана большая часть истории СВП в России. В 1988 г. был создан крупнейший в мире десантный корабль на воздушной подушке «Зубр». С 1969 г. российскому ВМФ было поставлено 90 катеров по восьми проектам. Катера нового поколения «Мурена», «Харза» и «Чилим» способны действовать и как грузовые, пассажирские, таможенные или патрульные катера.
Одно из главных направлений деятельности бюро – проектирование морских, прибрежных и речных патрульных катеров для ВМФ, пограничной и таможенной служб. В
1967 г. было начато массовое строительство сторожевых катеров проектов «Гриф» и «Тарантул» для морской пограничной охраны СССР и зарубежных государств. Всего за послевоенный период было построено более 450 патрульных катеров, включая 100 кораблей на экспорт в страны Латинской Америки, Африки и Юго-Восточной Азии. Из патрульных катеров нового поколения в составе морских пограничных сил России представлены проекты «Светляк», «Тарантул», «Мираж», «Мангуст» и «Ястреб».
В 1970-е гг. в ЦМКБ «Алмаз» был спроектирован и построен первый в мире ракетный катер с автоматическими управляемыми глубокопогруженными подводными крыльями «Ураган».
Сегодня в составе Военно-Морского флота России служат уникальные для мирового флота ракетные корветы скегового типа «Бора» и «Самум», по праву считающиеся кораблями XXI века.
В 1999 г. был создан уникальный, не имеющий аналогов патрульный катер «Мираж», установивший мировой рекорд скорости в своем типе катеров водоизмещением 120 тонн. Размещенные на катере комплексы вооружения в сочетании с мореходными качествами (которые дают возможность использовать его при волнении 4-5 баллов) позволяют судну эффективно решать задачи по охране экономической зоны и территориальных вод, обеспечению таможенной и пограничной служб, борьбе с контрабандой, пиратством и морским терроризмом. За создание уникальной системы днищевых интерцепторов и семейства ракетных катеров нового поколения бюро было удостоено премий Правительства РФ в области науки и техники за 1997 г.
В 1998 г. в состав ЦМКБ вошло Западное проектно-конструкторское бюро, и были продолжены работы по проектированию противоминных кораблей, спусковых, транспортных и специализированных доков, судов для освоения шельфовых месторождений. Принятая для решения новых задач программа развития бюро на 1999 – 2003 гг. предполагает комплекс работ по поддержанию высокого профессионального уровня кадров, внедрению современных версий компьютерных систем проектирования, проведению международной сертификации действующей на предприятии системы качества и т. д.
К настоящему времени в ЦМКБ «Алмаз» разработан целый ряд проектов сверхскоростных автомобильно-пассажирских паромов для интермодальных перевозок в транспортном коридоре «Германия – Калининградская область – Ленобласть – Санкт-Петербург» в рамках концепции «Балтийский мост» и стратегического плана развития Санкт-Петербурга.
На четырех зарубежных верфях и девяти судостроительных заводах России продолжается строительство катеров по проектам ЦМКБ; начинается реализация новых проектов: корвет 4-го поколения «Скорпион», «Новик» и других. «Алмаз» по-прежнему сохраняет свои позиции ведущей в России организации по проектированию скоростных кораблей и катеров, внося существенный вклад в развитие российского флота и сохранение его высокого статуса, и реализует свой научно-технический потенциал, основанный на огромном опыте проектирования, строительства и испытаний кораблей, высокой квалификации специалистов, тесном сотрудничестве с верфями и ведущими исследовательскими центрами России и мира. ЦМКБ «Алмаз» и сегодня сохраняет свою высочайшую репутацию: «Первый остается первым!» |