|
| |
Государственная морская академия им. адм. С. О. Макарова |
|
|
|
199106, Санкт-Петербург, Косая линия, д. 15А, тел.: (812) 322-1934, факс: (812) 322-7807 Подробные контакты | | |
| 7 мая 1876 года Указом императора Александра II были образованы мореходные классы Санкт-Петербургского речного яхт-клуба, положившие начало крупнейшему в мире научному и учебному центру по подготовке специалистов для Морского флота России.
На базе мореходных классов император Николай II учредил 6 мая 1902 г. училище дальнего плавания. В связи с 200-летием Санкт-Петербурга училищу было присвоено имя императора Петра I. 13 июня 1905 г. училище дальнего плавания было реорганизовано в Санкт-Петербургские соединенные училища дальнего плавания и судовых механиков торгового флота императора Петра I.
В феврале 1919 г. Верховная коллегия Главвода приняла решение о преобразовании соединенных училищ в Петроградский техникум водных сообщений, который с 26 января 1924 г. стал называться Ленинградским морским техникумом.
В 1935 г. был образован Гидрографический институт Главсевморпути.
В 1944 г. подписано Постановление Государственного Совета Обороны об образовании Ленинградского высшего мореходного училища, а в 1945 г. на базе Гидрографического института образовано Высшее арктическое морское училище, которому в 1949 г. присвоено имя прославленного русского адмирала С. О. Макарова. В 1954 г. эти учебные заведения были объединены и преобразованы в Ленинградское высшее инженерное морское училище им. адм. С. О. Макарова (ЛВИМУ). В декабре 1990 г. ЛВИМУ им. адм. С. О. Макарова получило статус академии.
На протяжение всего времени существования в академии работали видные ученые и известные моряки: Ю. М. Шокальский – русский ученый-океанограф, географ и картограф, А. П. Шершов – ученый-кораблестроитель, профессора Н. Н. Матусевич, Б. П. Хлюстин, К. С. Ухов, А. П. Ющенко, Н. Ю. Рыбалтовский, Д. Б. Танатар, Г. С. Максимов, В. Н. Кедроливанский, Б. И. Кудревич, Е. Я. Щеголев, капитаны дальнего плавания, доценты Н. М. Николаев и Г. М. Алексеев.
Подготовка кадров для морского транспорта ведется в соответствии с Государственными образовательными стандартами, согласованными с требованиями Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 78/95 (ПДМНВ 78/95) Международной морской организации (ИМО).
Дипломы академии признаются за рубежом, а выпускники находят работу по специальности практически в любой стране без необходимости подтверждения своей квалификации дополнительным образованием.
По судомеханической, электромеханической, радиотехнической специальностям академия аккредитована в Институте морских инженеров (Лондон, Великобритания, 1995 г.). Гидрографическая специальность прошла аккредитацию в Международном гидрографическом бюро (Монако, 1997 г.).
Подготовка специалистов в академии проводится на десяти факультетах: международного транспортного менеджмента, судоводительском, судомеханическом, электромеханическом, радиотехническом, арктическом, факультете военного обучения, заочном, спецфакультете, общеинженерном.
В настоящий период в системе морского образования во всем мире происходит ужесточение требований к профессионализму моряков и, прежде всего, командного состава. Это предусмотрено поправками 1995 г. к Конвенции ПДМНВ 78, отражено в материалах Парижского, Токийского и Карибского меморандумов, а также в ряде резолюций ИМО. Нет необходимости доказывать, что низкая квалификация моряка является скрытой угрозой миру в экологическом отношении и в отношении безопасности человеческой жизни.
Академия им. Макарова – первое и единственное высшее учебное заведение в стране по подготовке инженеров для отечественных судов с атомными энергетическими установками. Это единственный вуз, осуществляющий целевую подготовку специалистов для обслуживания Северного морского пути. К числу таких специалистов относятся не только комсостав атомных ледоколов, но и метеорологи, океанологи, гидрографы, радиоинженеры.
Самым «молодым» факультетом в академии является факультет международного транспортного менеджмента, но в то же время он – головной в России в области морского транспортного менеджмента. Выпускники факультета пользуются повышенным спросом на рынке труда. В последние годы более 80% курсантов четвертого курса после производственной практики получают гарантированное место работы по специальности. Гарантией трудоустройства выпускников является развитие транспортной системы Северо-Западного региона России, включающее строительство крупных портов в Финском заливе (Усть-Луга, бухта Батарейная, Приморск), развитие международных транспортных коридоров, новых логистических центров.
Академия – сложная система подготовки кадров, которая, помимо основной своей функции, занимается также повышением квалификации морских специалистов в Институте повышения квалификации, на Специальном факультете подготовки специалистов для судов с ядерными энергетическими установками, в Морском учебно-тренажерном центре, в Морском медицинском центре, на факультетах. На базе академии открыт и ведет активную работу Институт морского права.
В ГМА берут старт многие образовательные программы. К их числу относится подготовка и переподготовка плавсостава по ГМССБ, электронной картографии, перевозке газа и химических наливных грузов, управлению судном и т.д.
После ликвидации школ мореходного обучения для обеспечения непрерывности подготовки моряков академия стала готовить и рядовой состав морских судов в морских классах по специальностям: «матрос», «моторист», «судовой электрик».
Академия является одним из крупных центров морской науки, где сосредоточен высокий научный потенциал: 50 докторов наук и профессоров, 160 кандидатов наук и доцентов. Большинство из них являются выпускниками академии и имеют опыт практической работы на судах. Гордостью академии являются созданные в ее стенах научные школы. Через специализированные советы, аспирантуру, докторантуру, соискательство прошли многие десятки не только российских ученых, но и специалистов высшей квалификации Польши, Германии, Болгарии, Кубы, Китая.
Неслучайно в стенах академии появилось учебно-методическое объединение водного транспорта, в которое входят вузы морского, речного, рыбопромыслового флота. В ГМА находится штаб вице-президента по научной работе Российской академии транспорта, северо-западный филиал Союза российских судовладельцев и Представительство Российской Федерации в Международном парусном комитете (ISTA).
Профессора академии принимают участие в работе Международного морского университета (Швеция), а также в качестве представителей России входят в подкомитеты ИМО.
Большой вклад внесен учеными и педагогами академии в развитие морского образования в стране в целом. Достаточно отметить, что становление морских вузов во Владивостоке и Новороссийске, создание там хороших педагогических коллективов во многом является заслугой выпускников и сотрудников ГМА.
Гордость академии, визитная карточка Санкт-Петербурга во всем мире – парусное учебное судно «Мир», самое быстроходное парусное судно, неоднократный победитель международных парусных регат.
125 лет академия обеспечивает кадрами флот. Для такой страны как Россия нет и не может быть нормального существования без морского транспорта, и сотрудники ГМА им. Макарова убеждены, что Петербург – морская столица России – будет по-прежнему славен моряками и флотом. |