|
КОМИТЕТ ПО ВНЕШНИМ СВЯЗЯМ |
|
|
|
193060, Санкт-Петербург, Смольный, тел.: (812) 276-1113, факс: (812) 276-1633 Подробные контакты | | |
| 1 августа 1991 г. был подписан Приказ о создании Комитета по внешним связям Мэрии Санкт-Петербурга.
Цель работы Комитета по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга – укрепление роли Санкт-Петербурга как транспортного, экономического и культурного центра Северо-Запада России и всего региона Северной Европы, центра Евро-Азиатского направления Балтийского сотрудничества. Комитет занимается координацией международных и внешнеэкономических связей Администрации Санкт-Петербурга, обеспечивает участие города в деятельности международных организаций, отвечает за развитие региональных связей, формирование международного имиджа города и продвижение его за границей.
Первый зам. председателя Комитета по внешним связям – Петрук Андрей Михайлович.
Зам. председателя Комитета по внешним связям, начальник Управления международного сотрудничества – Чуров Владимир Евгеньевич.
Руководящий состав:
Авдеев Кирилл Валентинович, и.о. начальника Управления внешнеэкономического сотрудничества;
Арцишевский Иван Сергеевич, начальник Управления Государственного протокола;
Гаврилова Тамара Сергеевна, начальник Управления развития объектов размещения и услуг;
Ураков Михаил Александрович, начальник Организационного отдела;
Сафронова Лариса Петровна, начальник Информационно-аналитического отдела.
В развитии международного и внешнеэкономического сотрудничества Санкт-Петербурга можно выделить 3 этапа:
1990-1995 гг. – становление основных принципов международного и внешнеэкономического сотрудничества Санкт-Петербурга на основе новой Конституции Российской Федерации, расширяющей права субъектов РФ;
1995-1999 гг. – развитие программ международного и внешнеэкономического сотрудничества, определение основных географических направлений этого сотрудничества, завершение формирование отрасли народного хозяйства «Международное и внешнеэкономическое сотрудничество», получившее в 1997 г. в бюджете города отдельную строку;
Начало 1999 г. – развитие отрасли, начало ее оформления в законодательном блоке города.
Последствия для населения:
– на первом этапе – содействие преодолению последствий распада Советского Союза, гиперинфляции, издержек экономических реформ;
– на втором этапе – создание базы для резкого роста инвестиций, преодоление кризиса августа 1998 г. и создание предпосылок для увеличения доходов населения;
– на третьем этапе – существенный вклад в увеличение валового регионального продукта и увеличения доходов населения.
Задача Правительства Санкт-Петербурга, пятимиллионного мегаполиса – общими усилиями добиваться роста экономики города. На этой базе развивается городское хозяйство в интересах жителей Петербурга. Международная и внешнеэкономическая деятельность помогает выполнению этой главной задачи.
Развитие международных контактов, подписание соглашений, реализация проектов, программ и договоренностей – это, по сути, создание в городе новых рабочих мест с достойной оплатой труда. Это оживление в сфере строительства, это развитие транспорта, связи, торговли и услуг, укрепление финансов, переход этих отраслей на более высокий уровень услуг.
С начала 1999 г. международные и внешнеэкономические связи Санкт-Петербурга состоялись как весьма доходная отрасль городского хозяйства. То, что международные и внешнеэкономические связи города стали отраслью городского хозяйства, означает:
1. Определены стабильные бюджетные и внебюджетные источники финансирования отрасли. Третий год отрасль имеет отдельную строку в бюджете Санкт-Петербурга. В качестве примера доходности можно привести данные о том, что за три месяца, с мая по июнь, на международные мероприятия город затратил чуть более 350 тыс. руб., а получил только по прямым каналам из различных источников в России и за рубежом свыше 60 млн руб. Ни одна другая отрасль городского хозяйства не имеет такой доходности.
2. Сложилась вертикальная и горизонтальная структура отрасли. Вертикальная структура включает в себя взаимодействие с министерствами и ведомствами Российской Федерации, прежде всего, с Министерством иностранных дел, Министерством по делам Федерации и национальностей, Министерством торговли, аппаратом Администрации Президента Российской Федерации. По горизонтали это сотрудничество осуществляется с 41 консульским учреждением, Информационным бюро Совета Министров Северных стран, МПА СНГ, представительствами федеральных структур в Санкт-Петербурге, негосударственными общественными организациями и специально созданными структурами, такими как Центр международного сотрудничества, некоммерческое партнерство «Санкт-Петербург – 2003» и его отделение в Лондоне и т. д.
3. Имеется правовая база. На федеральном уровне это – Конституция Российской Федерации, договор о разграничении полномочий, закон о координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. Также началась подготовка к созданию блока законов Санкт-Петербурга, относящихся к международным и внешнеэкономическим связям, включая такие законы, как «О соглашениях, регулирующих международные и внешнеэкономические связи Санкт-Петербурга», «О зарубежных представительствах Санкт-Петербурга», «Об участии Санкт-Петербурга в международных организациях» и другие.
Основные принципы развития международных и внешнеэкономических связей в 1996-1999 гг.:
– Коллективизм. Произошел переход от индивидуальной к коллективной работе руководства города с группами предпринимателей города, журналистами, деятелями культуры, национальными объединениями. Именно так теперь организована работа, в том числе во время визитов высокого уровня в Санкт-Петербург и поездок делегаций Санкт-Петербурга за рубеж.
Встречи самого высокого уровня, с Генеральным Секретарем ООН Кофи Аннаном, президентами и премьер-министрами ряда стран, означают не просто приятные встречи, но обсуждение проблем Санкт-Петербурга, задач и перспектив города как экономического и культурного центра. Эти встречи также вносят заметный вклад в развитие международных и внешнеэкономических связей Северо-Западного региона и Российской Федерации в целом.
Конечно, эти задачи и эти проблемы должны соответствовать уровню партнера. Появление в Санкт-Петербурге Дома Швеции связано с личным участием премьер-министра Швеции. Участие в развитии петербургского транспорта стало одним из личных приоритетов премьер-министра Нидерландов. «Экологические войска» поддержаны Генеральным Секретарем ООН.
Стали регулярными встречи и консультации с руководителями Финляндии.
– Системность. Одним из самых ярких примеров системного подхода в международном и внешнеэкономическом сотрудничестве является программы «Балтийская инициатива», «Евразийское направление Балтийского сотрудничества» как части стратегического плана, где четко определены цели, методы, выбраны международные структуры и мероприятия и достигнут промежуточный результат: определены партнеры, подготовлены заявки в Комиссию европейских сообществ.
В области привлечения инвестиций принят пакет законов Санкт-Петербурга в поддержку инвестиций, выделены средства бюджета для выдачи поручительств города под кредиты, выделена строка в бюджете для реализации программы продвижения инвестиционного образа Петербурга за границей, активно действует комиссия по информационному обеспечению безопасности предпринимательства, внедряется Кодекс ведения бизнеса в Санкт-Петербурге и др.
– Глобальность подхода. Сотрудничество Санкт-Петербурга с отдельными городами и областями зарубежных стран теперь осуществляется только как часть сотрудничества с государствами в целом. Например, сотрудничество с Францией включает как сотрудничество с министерствами и ведомствами, контакты с Президентом, так и партнерские отношения с Парижем, Бордо, Ниццей, Лионом, Гавром. Сотрудничество с Польшей включает в себя сотрудничество с Гданьском, Варшавой.
В свою очередь, страны-партнеры объединены в группы стран, сотрудничество с которыми является для Санкт-Петербурга приоритетным:
– группа стран Балтийского моря и Северной Европы,
– группа стран СНГ – Средняя Азия,
– группа стран Центральной Европы,
– группа латиноамериканских стран,
– группа стран Юго-Восточной Азии и т. д.
Пересечение интересов нескольких групп стран в Балтийском регионе определяет значение Санкт-Петербурга как центра транзитных перевозок.
– Комплексность. Совместно с Комитетом по культуре и другими подразделениями Администрации осуществлен переход к комплексным программам международного сотрудничества, где исторический и культурный потенциал города используются совместно с потенциалом развития экономического сотрудничества. Такие программы подготовлены и реализуются с Великобританией, Нидерландами, Швейцарией, Украиной, Белоруссией, Японией; готовятся – с Китаем, Францией, Туркменией.
По данным обзора журнала «Эксперт», инвестиционный рейтинг Санкт-Петербурга среди субъектов Федерации поднялся с 12 места в 1996 г. до 4 места в 1997 г. и, наконец, до 1-2 места в 1998 и 1999 гг.
Организован прямой диалог с ассоциациями российского и зарубежного бизнеса в Санкт-Петербурге через создание Совета по иностранным инвестициям при губернаторе.
Предприятиям города удалось заключить очень крупные экспортные контракты в области судостроения и энергетики (на многие сотни миллионов долларов). Разработана Программа поддержки промышленного экспорта, в рамках которой создана Ассоциация производителей высоких технологий; создана Система сертификации продукции двойного назначения; создан Российско-Германский Центр сертификации организации систем качества по ИСО-9000.
Совместно с предприятиями города созданы Центр сотрудничества с Азиатско-Тихоокеанским регионом и Центр сотрудничества со странами Ближнего Востока. Открыт в Финляндии Центр бизнес-контактов и подготовлено открытие такого центра в Великобритании, организованы масштабные визиты делегаций города с участием представителей крупных предприятий в наиболее перспективные регионы мира (Индия, Китай, Иран, Латинская Америка, Камерун, Турция).
По-прежнему Санкт-Петербург является крупнейшим получателем безвозмездной технической помощи со стороны отдельных стран и международных организаций и, прежде всего, Европейского Союза.
По линии ТАСИС ведется работа по 65 проектам на общую сумму 40 млн евро, из которых примерно 6 млн евро составляют расходы на закупки оборудования.
Увеличилось количество проектов по экологической безопасности, развитию транспорта и телекоммуникаций, а также по развитию малого и среднего предпринимательства. Развивается Программа приграничного сотрудничества ТАСИС как приоритетное направление ЕС. Европейским Союзом поддержано предложение Администрации Санкт-Петербурга об уменьшении количества проектов с увеличением суммы финансирования.
Сохраняя традиционные связи с городами-побратимами, Санкт-Петербург активно устанавливает партнерские отношения с городами в разных частях света. Теперь у Санкт-Петербурга свыше 50 городов-партнеров. Особенно активно развиваются связи с Турку, Хельсинки, Стокгольмом, Гамбургом, Ниццей, Стамбулом, Исфаганом, Шанхаем, Орхусом, Прагой, Варшавой, Гданьском.
Осуществлены масштабные двухсторонние программы «300-летие Великого Посольства Петра I в Великобританию», «Окно в Нидерланды», фестиваль «Виват, Санкт-Петербург» в Нью-Йорке, регата «Катти Сарк».
Организована доставка гуманитарной помощи Югославии, Армении, Таджикистану, Абхазии. Сформирована программа «Морской Петербург», включающая комплексные мероприятия на борту судов «Мир», «Красин», «Штандарт» в городах-партнерах.
Состоялись комплексные визиты в Молдову, Белоруссию, Азербайджан, Грузию, Таджикистан, Израиль, Великобританию, Финляндию, США, Францию, Германию, Нидерланды и другие страны.
С момента официального визита в наш город в 1997 г. Генерального Секретаря ООН Кофи Аннана получило заметное развитие сотрудничество Санкт-Петербурга с Организацией Объединенных Наций. При Администрации создан Координационный совет по взаимодействию с программами и специализированными учреждениями ООН. В июне 1999 г. открыт Центр развития ООН/ПРООН, который будет способствовать продвижению и осуществлению проектов в регионе.
В 1998 г. Санкт-Петербург стал ассоциированным членом авторитетной Ассоциации европейских городов «Еврогорода», что позволит участвовать в обмене опытом между администрациями европейских городов.
Осуществлены 4 программы минимальной поддержки соотечественников в Латвии, Эстонии. Организованы поездки школьников из стран Балтии в Санкт-Петербург.
Наблюдается стабильное увеличение общего числа приезжающих гостей в Санкт-Петербург и Северо-Западный регион, в 1999 г. число приезжих увеличилось на 21,5 % по сравнению с 1998 г., в 2000 г. – еще на 16 %.
Гостиничный комплекс Санкт-Петербурга включает в себя 132 гостиницы на 33 тыс. мест.
В период 1996-2000 гг. усилилась роль Санкт-Петербурга в регионе Балтийского моря, который стал одним из наиболее динамично развивающихся регионов Европы. Усиление международной деятельности Санкт-Петербурга происходило по следующим направлениям:
– Выдвижение Балтийской инициативы Санкт-Петербурга, сущность которой заключается в продвижении комплекса международных проектов: «Санкт-Петербург -Европейские ворота России», транспортный коридор «Балтийский мост», «Чистый город», «Кольцевая автомобильная дорога», «Юго-Западные очистные сооружения», «Арктический Банк Реконструкции и Развития», транспортный коридор «Северный Морской путь» и др.
– Активное участие в обсуждении политической программы и плана действий «Северное измерение Европейского Союза».
– Создание сети постоянно действующих форумов при ведущей роли нашего города: конференции крупных городов Балтийского моря, традиционной встречи «Балтийской тройки» – губернатора Санкт-Петербурга, мэров городов Хельсинки и Стокгольма.
– Выдвижение Евразийского (Восток-Балтика) направления сотрудничества в регионе Балтийского моря, т. е. использования Санкт-Петербурга как связующего звена между странами региона Балтийского моря, странами СНГ и Азии.
Санкт-Петербург придает очень важное значение сотрудничеству в регионе Балтийского моря и шире, в Северо-Европейском регионе. Основная цель – это стабильное развитие на базе регулируемой конкуренции и разумного консерватизма. |