|
Открытое Акционерное ОбществоПЕТЕРБУРГСКИЙ ТРАМВАЙНО-МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД |
|
|
|
194044, Санкт-Петербург, ул. Чугунная, д. 2, тел.: (812) 542-4247, (812) 248-5341, факс: (812) 542-1903 Подробные контакты | | |
| ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод» - правопреемник Ленинградского трамвайно-троллейбусного завода, ранее называвшегося Вагоноремонтным заводом.
Санкт-Петербург является трамвайной столицей мира: на сегодняшний день в нашем городе проложено более шестисот километров трамвайных путей, на которых работает более полутора тысяч трамвайных вагонов. Способствовало этому и наличие в городе уникального трамвайного завода – единственного предприятия в России и странах СНГ, одновременно осуществляющего строительство и капитальный ремонт как четырехосных, так и многоосных трамвайных вагонов.
Регулярное трамвайное движение по городу началось в сентябре 1907 года. Трамвайный парк в городе постоянно увеличивался. Возникла необходимость создания ремонтной базы с хорошим оборудованием, современными техническими средствами и специалистами. В 1928 году был разработан технический проект завода. Исходя из действующих норм площадей аналогичных сооружений, было установлено, что для содержания в эксплуатации инвентарного парка в 2000 вагонов необходима площадь в 50 тыс. кв. м с хорошо развитым внутризаводским путевым хозяйством.
Закладка завода состоялась в 1929 году. В 1933 году строительство вагоноремонтного завода привлекло внимание С. М. Кирова, который предложил изменить профиль завода - не только ремонтировать, но и строить трамвайные вагоны для Ленинграда. Для этого на заводе был организован отдел по проектированию подвижного состава. 15 мая 1934 года завод был пущен в эксплуатацию. Уже в 1936 году завод выполнил 643 ремонта разного вида и построил 48 новых четырехосных вагонов типа ЛМ-ЛП-33.
В годы войны завод работал для фронта, но с 1944 года вновь вернулся к основной деятельности.
Ленинградские трамвайщики с 1947 года являются пионерами строительства большеемких четырёхосных вагонов в России. Необходимость строительства таких вагонов объяснялась стремительным ростом пассажиропотоков на маршрутах, пролегающих во вновь построенных жилых районах. На заводе базовым был выбран трамвай длиной 15 метров и жесткой базой 7,5 метров. Эти параметры в последующем были включены как основные в Государственный стандарт строительства новых вагонов трамвая.
В последующие годы шло совершенствование конструкции четырёхосного трамвайного вагона. Были изготовлены и приняты в эксплуатацию на трамвайные линии вагоны ЛМ-47, ЛМ-49, ЛМ-57, ЛМ-68 и ЛМ-68М. Для других городов РФ в 1993 году завод восстановил производство трамваев ЛМ-68М под моделью ЛМ-93, значительно усовершенствовав отдельные его узлы.
К концу 1960-х годов стало ясно, что возросшие пассажиропотоки до 10 – 12 тыс. человек в час требуют более вместительных трамвайных вагонов: шести– и восьмиосных.
Первый шестиосный трамвай в Ленинграде был построен в 1966 году. Затем последовали четыре опытных сочлененных вагона образца 1980 года. Серийное же производство шестиосников началось только в 1986 году. Их было построено более 400, в том числе 60 единиц с электронной системой управления (ТИСУ), позволяющей экономить порядка 30% электроэнергии, что делает вагон более экономичным. В 1990-х годах были построены более вместительные восьмиосные вагоны ЛВС 8-1-89, ЛВС 8-1-93 и ЛВС 8-2-93.
С 1993 года название предприятия – ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод». В этом же году завод вышел со своими трамвайными вагонами на рынок России. Сегодня трамваи завода имеются уже в 17 городах РФ, среди них Архангельск, Ангарск, Казань, Комсомольск-на-Амуре, Осинники, Хабаровск и другие.
В октябре 1997 года завод выпустил базовую модель новой серии шестиосных вагонов ЛВС-97. Летом 1998 года на вагоне была установлена ТИСУ, а в декабре 1998 года впервые в РФ был сдан МВК Министерства РФ трамвайный вагон с асинхронным тяговым электроприводом.
Новаторство в системе управления вагоном – во внедрении тягового электропривода переменного тока на базе асинхронных двигателей и полупроводниковых транзисторных преобразователей рода тока. Это новшество позволяет получить требуемые электромеханические (тяговые и тормозные) характеристики вагона с обеспечением улучшенных динамических и энергетических показателей (возможность отдачи энергии в сеть). Они позволяют на треть сократить потребление электроэнергии и, что особенно важно в сыром петербургском климате, не боятся повышенной влажности. Привод позволяет снизить до 40% эксплуатационные расходы, связанные с ремонтом (осмотры, обслуживание, комплектующие материалы и т. д.).
Таким образом, завод в современных условиях предлагает заказчику на выбор поставку четырех-, шести- и восьмиосных трамвайных вагонов с любой системой управления тяговым электроприводом.
Завод не останавливается на достигнутом – в сентябре 1999 года губернатор Санкт-Петербурга В. А. Яковлев подписал техническое задание на создание нового трамвая – трамвая ХХI века. Этот вагон будет иметь новый дизайн, низкий уровень пола, тележки современной конструкции и асинхронный тяговый электропривод.
Завод в кооперации с КБМТ «Рубин», ВНИИ «Трансмаш», НПП «ЭПРО» и другими предприятиями города воплощает в трамвае ХХI века все имеющиеся на сегодняшний день новаторские технические идеи. Опытный образец такого трамвая завод готовится представить в 2000 году.
Завод готовится к выпуску нового четырехосного трамвая для других городов РФ и стран СНГ. В этом вагоне будут представлены также все новаторские решения, могущие удовлетворить и пассажиров, и все требования эксплуатации.
ОАО «ПТМЗ» в 1999 году награждено Почетной грамотой Министерства транспорта РФ за большой вклад в развитие городского электрического транспорта. |