RUcompany.ru


Компании в России

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ СОЮЗ АРХИТЕКТОРОВ

190000, Санкт-Петербург, Большая Морская ул., д. 52, тел.: (812) 314-49-27, факс: (812) 312-04-00
Подробные контакты

Список руководства

Попов Владимир Васильевич - президент

В июне 1932 г. был создан Союз Советских архитекторов, который объединил в общую творческую организацию архитекторов, входивших в разные группировки. В 1933 г. Ленинградское отделение было окончательно сформировано как единая профессиональная творческая организация – Ленинградская организация Союза архитекторов.


Деятельность наиболее крупных зодчих России XIX столетия была сосредоточена, в основном, в столицах. Основным стимулом создания петербургского и московского архитектурных обществ была необходимость привлечения форм коллективного разума для поиска ответов на актуальные вопросы современности. Хозяйственно-финансовый прогресс общества и влияние новых технических возможностей на архитектурное творчество, защита творческой индивидуальности архитектора от навязываемых властями и заказчиками вкусов и поиск практиков-единомышленников – все это требовало объединения и целенаправленных совместных действий.


Идея создания общества архитекторов в Петербурге принадлежит Виктору Шретеру (1839 – 1901) – известному архитектору второй половины XIX века. В 1860-х г. в его доме стали регулярными собрания друзей и единомышленников, составивших основу будущего Общества. 27 октября 1870 г. последовал Императорский указ об учреждении Петербургского общества архитекторов (параллельно было создано и Московское общество). Первым председателем Общества стал знаменитый архитектор и знаток истории архитектурного искусства Александр Розанов.


Сразу же обозначились и творческие различия Петербургского и Московского обществ архитекторов. Организация конкурсов, публичные доклады, осмотр и разбор новых сооружений, зачатки профессиональной критики, создание комиссий по решению практических вопросов составляли повседневную жизнь обоих творческих союзов. При этом, однако, Московское общество сосредоточило свои интересы на исследовании истории отечественного зодчества, а петербуржцы – приверженцы европейской школы – сконцентрировали основное внимание на проблемах современной архитектурно-строительной практики.


Результатом деятельности Петербургского общества стало издание с 1872 г. ежемесячного архитектурного журнала «Зодчий» (на протяжении XX лет он оставался единственным регулярным профессиональным изданием). Здесь печатались статьи о современном состоянии архитектурно-строительного дела, о проблемах в этой области в России, описания наиболее значительных сооружений столицы, сведения об объявляемых конкурсах и об их результатах, биографии архитекторов, отечественная и зарубежная хроника, отчеты о заседаниях Общества, статьи по истории мирового зодчества, фотографии, чертежи и обмеры сооружений. Ценность данных материалов по качеству информации о тех временах остается весьма актуальной и сегодня.


До наших дней в Петербурге параллельно существуют две архитектурные школы: самая старая и знаменитая в России школа – Российской Академии Художеств, основанная в середине XVIII века, и появившаяся почти через столетие школа Института гражданских инженеров. Появление последней было обусловлено развитием и утверждением в архитектуре второй половины XIX века принципов техницизма и рационализма – в противовес чисто художественному воспитанию Академии. В 1894 г. выпускники – «гражданцы» объединились в Общество гражданских инженеров, которое с 1895 по 1909 гг. издавало «Известия Общества Г. И.». Первым его председателем стал один из крупнейших отечественных зодчих Н. Дмитриев. Общество гражданских инженеров включило в себя впоследствии выпускников своего института, работавших в других городах, и стало наиболее многочисленным в России.


Архитекторы-художники как большие индивидуалисты объединились лишь в 1903 г. во главе ( до 1918 г.) с графом Н. Сюзором. В Обществе архитекторов-художников состоял цвет российской архитектуры второй половины XIX века и первой половины XX века: Иван Фомин, Иван Жолтовский, Алексей Щусев, Владимир Щуко, Александр Таманян, Евгений Лансере и другие.


Оба общества просуществовали вплоть до конца 1920-х г. и, составляя вкупе единое Общество петроградских архитекторов, стали основой для создания в 1930-х г. единого Союза.


До первой мировой войны в России состоялись четыре съезда русских зодчих: в 1892 г. в Петербурге, в 1895 г. Москве, в 1900 и 1911 г. в Петербурге и в 1913 г. в Москве. Первый съезд русских зодчих проходил в здании Академии Художеств. Разработанные порядок и организация деятельности съезда не претерпели принципиальных изменений при проведении следующих съездов. Участники работали в нескольких тематических разделах: художественном, технико-строительном, общих вопросов. На съезде были развернуты две выставки: художественная (с разделами памятников отечественной, византийской, античной культур и современного творчества) и технико-строительная. В работе съезда участвовало более 400 человек – больше чем на любом подобном европейском съезде тех лет. На первом съезде впервые был образован законодательный раздел для создания норм в отечественном зодчестве. Во время работы съезда ежедневно выходил дневник с перечнем докладов, изложением их содержания и программой всех мероприятий текущего дня, а по окончании съезда под названием «Труды первого съезда русских зодчих» были изданы полные тексты докладов и выступлений. Издание «Дневника» и «Трудов» стало традицией всех последующих съездов.


Благодаря деятельности архитектурных Обществ, русское зодчество устанавливало все более крепкие контакты с международными архитектурными организациями. Так, на пятом международном съезде зодчих в 1904 г. от России был единственный представитель, граф Сюзор, а уже через четыре года на восьмом съезде, проходившем в Вене, Россию представляла целая делегация. Из петербургских архитекторов в нее вошли председатель петербургского Общества Иероним Китнер, Александр Бенуа (от Академии художеств), а также будущий главный архитектор Ленинграда в 1930-х – начале 1940-х гг. профессор Лев Ильин. В выставке на этом съезде вместе с работами зодчих Германии, Австрии, Англии, Франции, Швеции, США и других стран были представлены труды русских архитекторов (наиболее значимые работы – крупных столичных архитекторов Леонтия Бенуа, Германа Гримма, Михаила Перетятковича, Григория Котова, Федора Лидваля, Владимира Щуко, Ивана Фомина). По описаниям тех лет русский раздел выставки вызвал большой интерес свежестью и оригинальностью представленных композиций.


Первая мировая война прервала постепенно растущую созидательную работу, и дальнейшие исторические события


первой половины XX века в России впрямую определили профессиональную деятельность архитекторов всей страны. В первые годы после Октябрьской революции архитектурное общество Петрограда продолжало активную работу: архитекторы трудились в мастерской Петросовета. Члены Общества участвовали во многих объявлявшихся конкурсах на объекты нового социально-политического общества (здание Дворца Рабочих Петрограда, памятник жертвам Революции и т. д.), а также не без успеха принимали участие в международных конкурсах, например, в конкурсе на памятник Колумбу. Однако главными проблемами в те годы стали фабрично-заводское строительство, жилье для рабочих, становление нового архитектурного стиля революционного романтизма – знаменитого русского авангарда. Петроградское архитектурное общество на тот момент состояло из 6 секций: художественной, градостроительной, издательской, технико-юридической, научно-исследовательской, изучения и защиты памятников. Активно проводилась просветительская деятельность членов Общества: организовывались публичные доклады, дискуссии, выставки и конкурсы. Членами Общества в то время были крупнейшие петроградские зодчие И. Фомин, В. Щуко, Белогруд, И. Лангбард, Е. Лансере, Мунц, В. Катонин, Л. Руднев, Л. Ильин, А. Никольский и другие.


Яркой страницей в истории общественных организаций зодчих в 1920 – 1930-е г. была деятельность архитектурных группировок – Ассоциации новых архитекторов (АСНОВА), организации функционалистов (ОСА), объединения архитекторов-урбанистов (АРУ), Всероссийского объединения пролетарских архитекторов (ВОПРА), объединения молодых архитекторов (ОМА). Творческие дискуссии, столкновения теорий, интеллектуальная конкуренция, разрушение канонов и ниспровержение авторитетов – такова картина бурной профессиональной жизни архитекторов тех лет в российских столицах. Вскоре, однако, усталость от межгрупповой борьбы вызвала стремление к новой консолидации всех архитектурных сил.


Особое значение для всех творческих объединений работников искусств, в том числе и для архитекторов, имело постановление органов власти Советского Союза о перестройке литературно-художественных организаций, принятое 23 апреля 1932 г. В результате входившие в разные группировки архитекторы объединились в общую творческую организацию: в июне 1932 г. был создан Союз Советских архитекторов с отделениями во всех республиках, Москве и Ленинграде.


В 1933 г. Ленинградское отделение было окончательно сформировано как единая профессиональная творческая организация. Согласно записям в регистрационных документах первый прием постоянных членов организации состоялся 29 января 1933 г. Среди первых членов значились выдающиеся архитекторы своего времени – А. Гегелло, И. Лангбард, В. Катонин, Л. Ильин, А. Оль, А. Никольский, И. Явейн, Н. Троцкий, Я. Ч ернихов, а также всемирно известный Казимир Малевич, которому был вручен членский билет за №125.


Впоследствии Ленинградское отделение было преобразовано в Ленинградскую организацию Союза архитекторов СССР. В дни блокады Ленинграда городские архитекторы принимали активное участие в защите города, занимаясь различными вопросами маскировки и укрытия важнейших городских объектов. После войны решались актуальные задачи восстановления разрушенного города и всемирно известных пригородов, в котором Ленинградская организация играла самую активную роль.


Сегодня региональная творческая организация Союза архитекторов России «Санкт-Петербургский Союз архитекторов» (такое наименование существует с середины 1990-х гг.) – вторая по численности после Союза московских архитекторов, количеством членов около 1700 человек. Союз продолжает традиции петербургского зодчества, объединяя в своих рядах профессионалов-практиков, ученых, педагогов архитектурных школ, историков и критиков архитектуры. Наиболее известные и заслуженные из них отмечены почетными званиями, учеными степенями, наградами и премиями России. Большинство архитекторов Санкт-Петербурга имеют членский билет Союза архитекторов России. Наиболее достойные из них – члены Правления Союза (80 человек) и его президиума (30 человек).


Все материалы, отчеты, статьи Союза, а также представления молодых архитекторов сейчас начинают публиковаться в журнале «Дизайн и строительство», который стал ассоциированным членом нашего Союза.


Структура Союза строится по принципу отраслевых комиссий и секций; в составе организации – Градостроительная комиссия, комиссии по архитектуре общественных и жилых зданий, по деятельности архитектурных бюро, по историческому наследию, по ландшафтной архитектуре, по архитектурному образованию, по работе с молодыми архитекторами, по почетным званиям и наградам, по защите авторских прав и профессиональной этике, совет архитекторов старшего поколения и ряд других.


Санкт-Петербургский Союз архитекторов обладает развитой инфраструктурой. С начала 1980-х г. Союзу принадлежит единственный в России Дом ветеранов-архитекторов, где живут на полном обеспечении не только петербуржцы, но и ветераны из других республик бывшего СССР (расположен в Царском Селе). Кроме этого, в собственности Союза знаменитый Дом творчества в Зеленогорске, бывший любимым местом отдыха не только архитекторов, но и многих других – известных писателей, актеров, художников. Сейчас здание Дома творчества находится на реконструкции, чтобы снова нести функцию одного из центров интеллектуальной и творческой жизни России.


Сегодня основная задача Санкт-Петербургского Союза архитекторов – быть средоточием творческой жизни архитекторов. В силу объективных причин, в настоящее время общение между архитекторами затруднено – многие ушли в частную практику, в собственные бюро и студии. Санкт-Петербургский Дом архитекторов является своеобразным творческим клубом, где проводится большое количество симпозиумов, совещаний, конференций, выставок, посвященных, в частности, юбилеям и датам архитекторов прошлого и настоящего. В 2001 г. Союз архитекторов совместно с Комитетом по градостроительству и архитектуре Администрации Санкт-Петербурга проводил международный форум «Петербург – окно в будущее», который объединил архитекторов-практиков, критиков, теоретиков, педагогов не только из России, но и из многих других стран.


Кроме этого, Союз архитекторов Санкт-Петербурга проводит ежегодный смотр лучших проектов и построек Санкт-Петербургских архитекторов. С 2002 г. главный приз конкурса имеет название «Архитектон» (по наименованию работ К. Малевича) и вручается в номинациях «Лучший проект года», «Лучшее сооружение года» и «Лучшая работа молодого архитектора». Работы с Петербургского смотра отправляются на Всероссийский смотр, в котором петербургские архитекторы ежегодно получают призы в каждой из номинаций.


Развиты международные связи Санкт-Петербургского союза; сюда приезжает много архитекторов из-за рубежа, петербургские архитекторы, в свою очередь, активно показывают свои работы за границей. Так, в 2002 г. в Берлине на Всемирном конгрессе Международного союза архитекторов, проводимого раз в три года, куда съезжаются все крупнейшие архитекторы мира, были представлены, в составе экспозиции зодчества России, работы архитекторов Санкт-Петербурга.


Все эти виды деятельности – закономерное продолжение традиций творческого союза архитекторов Санкт-Петербурга, имеющего почти 130-летнюю историю. Главной задачей Союза всегда был и будет поиск ответов на насущные вопросы, которые ставит перед архитекторами время и общество.





Rambler's Top100

Яндекс цитирования







© RuCompany.ru 2006 - 2024
Любое полное или частичное воспроизведение материалов сайта
возможно только при наличии активной гиперссылки: Источник - RuCompany.ru