|
| |
Государственное учреждениеГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ МАРИИНСКИЙ ТЕАТР |
|
|
|
190000, Санкт-Петербург, Театральная пл., д. 1, тел.: (812) 114-4441, (812) 114-5924, тел./факс: (812) 314-1744 Подробные контакты | | |
| Театр, названный Мариинским по имени царствовавшей императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, был торжественно открыт 2 октября 1860 г. исполнением оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя». Театр подарил миру многих выдающихся артистов. Здесь пели Федор Шаляпин и Иван Ершов, Медея и Николай Фигнеры, Софья Преображенская и Николай Печковский; танцевали Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Галина Уланова, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников. Важнейшую роль в развитии балетного искусства сыграли балетмейстеры Мариинского театра Мариус Петипа, Михаил Фокин, Джордж Баланчин. Здесь творили замечательные театральные художники, среди которых Константин Коровин, Александр Головин, Александр Бенуа, Лев Бакст и многие-многие другие.
Каждый сезон Мариинского театра, как и прежде, становится событием не только российской, но и мировой культуры. Успех Мариинского театра напрямую связан с блестящим созвездием талантов (в их числе и молодые исполнители), способных украсить любой классический и современный спектакль.
В последние годы значительно возросло количество новых постановок. Основу оперного репертуара составляют произведения русской классики – Чайковского, Римского-Корсакова, Глинки, Мусоргского. Вместе с тем, для театра актуальна и задача освоения европейского оперного наследия во всем богатстве его стилевых направлений. Украшением репертуара стали произведения Верди, Пуччини, Моцарта, Вагнера. В преддверии празднования 300-летия Петербурга Мариинский театр завершает постановку грандиозной тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга». Все части тетралогии впервые в истории театра исполняются на языке оригинала и в авторской последовательности частей.
Мариинская сцена открыта самым разным направлениям режиссерской мысли – от классики до авангарда. Театр бережно сохраняет и восстанавливает свои лучшие традиции. Так, оперу «Сила судьбы», а также балеты «Спящая красавица» и «Баядерка» петербургская публика смогла увидеть такими, какими их видели современники Верди и Петипа. Тщательнейшим образом были восстановлены декорации, костюмы и мизансцены.
Труппа активно осваивает и современный театральный язык. Мариинский театр стал единственным театром в мире, на сцене которого звучала и продолжает исполняться вся оперная музыка Сергея Прокофьева – одной из самых значимых фигур русской оперы ХХ в. Среди наиболее ярких постановок – «Огненный ангел» (режиссер Дэвид Фриман). По-настоящему значительным художественным событием стал спектакль «Семен Котко» (режиссер Юрий Александров), впервые в истории отмеченный сразу четырьмя высшими театральными премиями России «Золотая маска». Наконец, грандиозным эпическим полотном предстала опера Прокофьева «Война и мир» в версии Андрея Кончаловского.
Репертуар балетной труппы театра, издавна считавшегося «домом Петипа», пополнился работами хореографов ХХ в. Впервые увидели свет Мариинской сцены балеты Михаила Фокина «Шехеразада» и «Жар-птица», балеты Ролана Пети «Кармен», «Юноша и смерть», а также значительная часть творческого наследия Джорджа Баланчина – «Симфония до мажор», «Аполлон», «Серенада», Tchaikovsky Pas de deux, «Драгоценности», «Блудный сын». Новую хореографию представляют балеты Алексея Ратманского «Поцелуй феи», «Средний дуэт», «Поэма экстаза», «Золушка». Ярким событием стал спектакль «Щелкунчик» (декорации, костюмы, постановка Михаила Шемякина; хореография Кирилла Симонова).
Отличительной чертой жизни Мариинского стал целый ряд масштабных художественных акций, организованных театром. В их числе возобновление цикла общедоступных «Променад-концертов», участие в благотворительном телемарафоне «Возрождение», проведение ряда монографических фестивалей русской классики – фестиваля Мусоргского, фестиваля музыки Прокофьева, фестиваля «Римский-Корсаков в ХХ веке». Среди благотворительных проектов, выражающих просветительское направление деятельности театра последних лет, – циклы концертов «Шереметевские вечера», а также «Мариинский театр – студенчеству Санкт-Петербурга». Организованный Валерием Гергиевым в 1993 г. фестиваль искусств «Звезды белых ночей» подобно магниту притягивает артистов со всего мира. В феврале 2001 г. был дан старт Международному фестивалю балета «МАРИИНСКИЙ», ставшему одним из интереснейших явлений культурной жизни России и мира.
Традиционными стали гастроли оперной и балетной трупп театра едва ли не во всех странах мира. И повсюду за рубежом, по единодушному признанию западных критиков и обозревателей, Мариинский театр выполняет роль «чрезвычайного и полномочного» представителя отечественной культуры. |