|
| |
Открытое Акционерное ОбществоМурманский траловый флот |
|
|
|
«Мурманский траловый флот» – одно из крупнейших рыбопромысловых предприятий страны, положивших начало отечественному промышленному рыболовству на Севере. На его основе были созданы многие компании Севера, среди них: рыбокомбинат, рыбный порт, фабрика орудий лова, «Мурмансельдь», «Севрыбхолодфлот», совхоз «Арктика».
Приказом за № 51 Архангельского губернского революционного комитета от 19 марта 1920 года было создано государственное управление рыбными промыслами. Первая и единственная тогда в Советской России траловая флотилия получила двенадцать национализированных судов. Датой фактического рождения флота считается 29 июня того же года, когда траулер РТ-30 под командованием капитана Микеля Андреевича Викмана вышел в свой первый промысловый рейс. Флот базировался в Архангельске и работал от весны до осени. Управление возглавлял В. Д. Некрасов, под его началом осваивались Мурманское мелководье и южно-центральный район Баренцева моря.
Весной 1924 года рыбные промыслы Севера реорганизовали, на основе Архангельского и Мурманского управлений был создан Северный государственный рыбный трест, к руководству которым приступил И. А. Мурашов. Через год в Мурманске уже базировалось 17 промысловых судов. Траловым флотом было добыто свыше 120 тысяч центнеров рыбы, мурманские рыбаки начали массовую поставку рыбьего жира на государственный рынок.
Летом 1926 года, по решению советского правительства, в Мурманске началось сооружение траловой базы, которая впоследствии позволила вести работы круглогодично. Капитаны судов Севгосрыбтреста открывали новые отдаленные районы промысла, чему способствовала покупка в Германии для рыбаков Мурманска семнадцати крупных и мощных траулеров. База постепенно обустраивалась, начал работать филетировочный завод, возводились здания посолочного завода, судоремонтного завода, механической мастерской, электростанции, холодильника.
Севгосрыбтрест просуществовал до августа 1931 года, после этого он был разделен на две организации: Мурманский государственный рыбопромышленный трест и Северный траловый трест. На последний возлагалось развитие тралового лова в открытой части Баренцева моря.
Вскоре в Мурманск пришел первый траулер отечественной постройки, который по своим промысловым качествам и простоте конструкций стал одним из лучших в мире. Растущие объемы производства подтверждают цифры: в 1932 году за границу было отправлено 20 тысяч центнеров клипфикса, в 1933 году 54 промысловых судна тралфлота добыли свыше 542 тысяч центнеров рыбы. В 1935 году в Мурманск прибыла первая рефрижераторная плавбаза «Пищевая индустрия», которая могла принимать и морозить в море до 100 тонн рыбы в сутки.
Вторая половина 30-х годов отмечена многими важными для коллектива событиями. Траловый флот начал осваивать промысел сельди, предприятие приступило к строительству комбината кормовой муки и технических жиров. Активно решались социальные вопросы. Рыбаки получили первый восьмиквартирный жилой дом, вступил в строй Дворец культуры им. С.М. Кирова, а в 1940 году был сдан в эксплуатацию дом междурейсового отдыха моряков.
Пополнение флота новыми судами, открытие новых промысловых районов, наличие двух плавучих рыбзаводов и совершенствование береговой базы способствовали значительному росту производственных результатов. За 1940 год траловый флот добыл 1 625 тысяч центнеров рыбы.
В предвоенные годы Кольский полуостров уже имел мощную промышленность, обновленный железнодорожный транспорт, расширенные хорошо оборудованные порты. Траловый флот за десятилетие в десятки раз увеличил добычу и давал стране свежую рыбу, сельдь чанового посола, клипфиск, голландский пласт, рыбную муку, жир, свежую тресковую печень, консервы, граксу. Значительно увеличилась поставка рыбопродукции на экспорт. 20 тысяч центнеров клипфикса и 19 тысяч центнеров рыбной муки ежегодно поставлялись на рынки Италии, Греции, Англии, Германии.
Особо отличились в те годы команды РТ-29 «Киров», РТ-45 «Двина», РТ-71 «Москва». РТ-54 «Судак» в 1940 году присвоено звание «Лучший рыболовный траулер СССР». Правительственных наград были удостоены известные капитаны – Дмитрий Афанасьевич Бурков, Александр Александрович Егоров, Степан Дмитриевич Копытов, Андрей Петрович Новожилов, Андрей Иосифович Стрельбицкий, Георгий Герасимович Тисленко и другие.
В 1941 году Мурманский траловый флот, в котором было в общей сложности более 70 судов, планировал выловить 2 020 центнеров рыбы.
В первые дни Великой Отечественной войны 18 траулеров, 3 больших приемотранспортных судна и вспомогательный флот были передислоцированы из Мурманска в Архангельск. За две недели из 35 траулеров, оставшихся в Мурманске, 30 были переданы Северному флоту вместе с судовыми экипажами. Эти суда срочно вооружались, команды осваивали военные специальности. Всего из тралового флота было мобилизовано 46 траулеров. По словам командующего Северным флотом адмирала А. Г. Головко, они оказывали неоценимую помощь: уничтожали минные поля противника, несли дозорную службу, высаживали десанты, конвоировали транспортные суда с военными грузами. Траулеры не только участвовали в военных действиях, но и продолжали добычу рыбы.
Подвиги экипажей рыболовных судов в период Великой Отечественной войны, имена прославленных защитников Заполярья – знают и помнят мурманчане.
Дозорный корабль «Пассат» (РТ-102) с командиром В. Л. Окуневичем, 13 июля 1941года вступил в бой с тремя эсминцами противника и погиб. При конвоировании двух транспортов в Иоканьгу экипаж СКР «Пассат» пытался противостоять целому отряду гитлеровских военных кораблей. В живых остались двое – Борис Моцаль и Мефодий Трофименко. До войны СКР «Пассат» назывался РТ-102 «Валерий Чкалов».
Моряки сторожевого корабля «Туман», под командованием Л. А. Шестакова, 10 августа 1941 года, находясь в дозоре в районе острова Кильдин, приняли неравный бой с тремя эскадренными миноносцами. Экипаж не спустил перед врагом флага и выполнил свой долг до конца, повторив подвиг легендарного «Варяга». До войны СКР «Туман» входил в состав тралового флота под названием РТ-10 «Лебедка».
24 ноября 1941 года сторожевой корабль «Бриз» – бывший РТ-64 «Северный полюс» – протаранил и уничтожил подводную лодку противника. Командир корабля В.А. Киреев до начала Великой Отечественной войны был одним из самых опытных капитанов тралового флота.
В рядах защитников Заполярья были многие работники рыбной промышленности Севера. За боевые подвиги звания Героя Советского Союза был удостоен Иван Михайлович Сивко – матрос тралового флота, служивший в морском десанте и уничтоживший десятки гитлеровцев. Дважды Героем Советского Союза стал бывший штурман тралфлота – Александр Осипович Шабалин. В годы войны он – один из лучших командиров торпедных катеров – совершил более двухсот морских походов, потопил семь немецких кораблей.
В боевых сражениях Мурманский траловый флот потерял более 20 своих судов.
В сентябре 1941 года было принято решение возобновить лов рыбы, продукция была необходима для армии, флота и тружеников тыла. Промышляли только ночью, в полной темноте, без радиосвязи, в новых, малознакомых промысловых районах. Работали по 16—18 часов в сутки.
В начале 1942 года на базе тралфлота, «Мурзверрыбпрома» была создана Мурманская база военизированного тралового флота, организовано обучение всех рыбаков военным профессиям. За три последующих военных года флот дал стране 850 тысяч центнеров рыбы, 7,5 тысячи центнеров рыбьего жира, 3,6 миллиона банок консервов. В ноябре 1943 года коллективу Мурманского тралового флота за трудовые успехи было вручено Красное знамя Государственного Комитета обороны. За трудовые подвиги в годы войны 48 рыбаков тралфлотовцев были удостоены орденов и медалей.
С 1937 по 1945-й начальником тралфлота был прославленный капитан – Георгий Герасимович Тисленко.
В мае 1944 года на флоте возродилось движение «тридцатитысячников», инициатором которого выступил РТ «Арбек» под командованием капитана В. В. Падорина. Этот почин поддержали все экипажи. Лучшими по итогам добычи рыбы были признаны четыре мурманских траулера: РТ-2 «Ерш» (капитан В. Н. Буряк), РТ-52 «Сом» (капитан К. П. Хохлин), РТ-69 «Иртыш» (капитан А. А. Егоров) и РТ-23 «Чайка» (капитан М. В. Титов).
После окончания Великой Отечественной войны траловый флот осваивал новые районы промысла, готовил кадры, восстанавливал свою техническую и береговую базу. В 1947 году траловым флотом было добыто 1 810 тысяч центнеров рыбы. После внедрения системы хозрасчета в 1949-м результаты устойчиво наращивались. В декабре 1950 года большая группа рыбаков была награждена орденами и медалями СССР. Ордена Ленина удостоены 30 человек, в их числе – Константин Лаврентьевич Бурков, Александр Александрович Егоров, Андрей Яковлевич Маклаков; ордена Трудового Красного Знамени – Павел Ильич Баев и Павел Петрович Корехов. Улицы города сейчас носят имена многих прославленных капитанов.
В 1955 году флот пополнился первым промысловым траулером нового типа – БМРТ-250 «Пушкин». Это был траулер-завод, способный выполнять полный комплекс рыбопромышленного производства, начиная с поиска рыбы и заканчивая выработкой готовой продукции. К началу 1959 года Мурманский траловый флот имел в своем составе 23 БМРТ, 5 больших рыболовных траулеров, 11 дизельных рыболовных траулеров типа «Пионер», 17 рыболовных траулеров типа «Муром» и 179 рыболовных траулеров, работающих на угле. Кроме того, в его составе было 5 судов перспективной разведки, 3 учебных траулера, 2 плавбазы. В тралфлоте работало 13 264 человека.
С 1945 по 1961 год тралфлотом руководили А. И. Стрельбицкий, В. А. Киреев, В. М. Маевский, В. И. Закурдаев, Д. Я. Калюгин, А. Т. Сидоренко, Г. В. Сачков, А. И. Филиппов.
С 1956 года рыбаки начали работать в дальних районах Атлантического океана, у берегов Канады и США. В 1963 году на флот прибыл новый производственный рефрижератор «Витус Беринг». Мощная энергетическая установка судна, его высокопроизводительные конвейерные линии позволяли вырабатывать до 50 тонн свежемороженой продукции в сутки, в трюмах помещалось 1 600 тонн рыбы.
13 апреля 1963 года Президиум Верховного Совета СССР удостоил звания Героя Социалистического Труда следующих работников тралового флота: капитана РТ-26 «Треска» – Андрея Яковлевича Маклакова, капитан-директора БМРТ-257 «Салтыков-Щедрин» – Прокопия Федоровича Телова, капитана РТ-221 «Перекоп» – Дмитрия Ивановича Шайтанова, механика траулера «Воткинск» – Василия Александровича Попова, старшего мастера по добыче рыбы БМРТ «Хабаровск» – Павла Ивановича Городилова.
За успехи, достигнутые в соревновании, посвященном 50-летию Великого Октября, Мурманский траловый флот был награжден Памятным знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС.
За 1966—1970 годы в рыбную промышленность СССР были вложены миллиарды рублей, 70 % из общей суммы пошло на строительство крупнотоннажных рыболовных судов. На СРТ-р и СРТ-м устанавливались высокотехничные кошельковые невода. Новое оборудование дало возможность осваивать в районах Тихого и Атлантического океанов промысел сельди, скумбрии, ставриды, сардины, мойвы и других видов. На крупнотоннажных судах стал широко применяться разноглубинный лов. Все это позволило значительно увеличить вылов рыбы.
По итогам работы 1973 года Мурманскому траловому флоту вручено Красное знамя ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС.
В Траловый флот поступил первый траулер типа «Баренцево море». Это судно по промысловой и энергетической оснащенности не уступало лучшим мировым образцам. На нем впервые в отечественном судостроении была осуществлена промысловая схема «Дубль». Промысловое устройство и энерговооруженность траулера позволяли работать с донными и разноглубинными тралами.
1975 год вписан в историю Северного бассейна золотыми буквами: старейшее рыбодобывающее предприятие страны – Мурманский траловый флот – стало орденоносным. 8 января был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Мурманского тралового флота орденом Октябрьской Революции, за большой вклад в развитие промышленного рыболовства, достижение высокой эффективности использования флота, успешное выполнение государственных планов и принятых социалистических обязательств по увеличению вылова рыбы и выпуска рыбной продукции. Тридцатилетие Великой Победы коллектив ознаменовал открытием памятника рыбакам-тралфлотовцам, погибшим во время Второй мировой войны.
В январе 1978 года на базе тралового флота было образовано управление Северной промысловой разведки и научно-исследовательского флота Северного бассейна (СРПР). Управление имело более 50 судов различного типа: от рыболовных сейнеров до крупнотоннажных многоцелевых траулеров с неограниченным районом плавания. Все они были оснащены приборами спутниковой навигации, современной гидроакустической аппаратурой, оборудованы научными лабораториями.
На флот стали поступать новые суда типа «Горизонт». Постановлением Совета Министров РСФСР супертраулеру проекта 1 386 строительный номер 58, поступившему на баланс Мурманского тралового флота в 1978 году, было присвоено имя «Капитан Маклаков». Ранее, по ходатайству Мурманского обкома КПСС, траулер типа «Горизонт», построенный в Николаеве для Мурманского тралового флота, был назван «Генерал Родимцев». Генерал-полковник Александр Иванович Родимцев, дважды Герой Советского Союза, во время Великой Отечественной войны командовал 13-й гвардейской стрелковой дивизией. Этот супертраулер принял капитан Ю. Б. Прутков.
Флот пополнялся современными судами, в коллективе шел активный процесс, направленный на поиск новых форм организации труда, вырабатывались передовые методы технического обслуживания. Метод подмены экипажей в море, получивший название «Северный вариант», был выдвинут на соискание Государственной премии. Родоначальником этого и многих других начинаний на бассейне явился именно Мурманский траловый флот. Его специалисты предложили внедрение крупноячейных и канатных тралов, контейнерный метод снабжения судов, продление сроков плавания между ремонтами, перевод эксплуатации промысловых судов на новую систему технического обслуживания. Коллектив всегда отличался творческим отношением к делу, его профессионалы получали за это заслуженные награды. За период с 1970 по 1980 год звания Героя Социалистического Труда удостоены капитан Иван Тимофеевич Шаньков, старший мастер по добыче рыбы Василий Тихонович Козлов, старший мастер по добыче рыбы Константин Матвеевич Мошников, орденом Ленина награждены 12 работников предприятия.
Мурманский траловый флот разработал и внедрил комплекс мероприятий, обеспечивающих десятилетний цикл эксплуатации судов типов БАТ и ПСТ без среднего заводского ремонта. Им внедрены и другие прогрессивные методы ремонта судов на судоверфи с участием экипажей и специальных, созданных судовладельцами ремонтных бригад. Здесь получила широкое распространение практика проведения ремонта крупнотоннажных судов ремонтно-подменными командами на рейдах иностранных портов.
В 1986 году отрасль перешла на новые формы хозяйствования. Оценочными, главными показателями стали товарная продукция и прибыль. Обеспечивали успех, как всегда, опытные кадры, которые нуждались в регулярном пополнении. Траловый флот первым решил провести эксперимент: выпускников морских училищ, не набравших необходимого плавценза для получения диплома штурмана, направлять в море не матросами, а стажерами судоводителей. Результат превзошел все ожидания.
Хозрасчет, самофинансирование и самоокупаемость стали основными ориентирами предприятия. В 1988 году на флот прибыл первый РТМК-с типа «Моонзунд» – «Александр Косарев». Длина этого судна 108,2 метра, ширина 19 метров, мощность главной силовой установки 5 296 кВт. Производственная мощность судна позволяла заморозить 63 тонны рыбы в сутки, изготавливать 50 тысяч консервов, выпускать 12–15 тонн рыбной муки.
1992 год – период испытания на прочность предприятий России, год акционирования и перехода на рыночные отношения. Возглавил флот в это наитруднейшее для коллектива время Юрий Борисович Прутков. Опыт и настойчивость этого заслуженного человека помогли сохранить флот.
В 1993 году Мурманский траловый флот получил свидетельство о передаче федеральной собственности акционерному обществу. Несмотря на сложности и проблемы, предприятие не имело задолженностей по бюджетам, продолжало осуществлять социальные программы. Еще в начале восьмидесятых годов Мурманский траловый флот построил новый дом междурейсового отдыха моряков на 830 мест. Неоценимый подарок в виде современнейшей больницы на 600 коек преподнес траловый флот жителям города в 1992 году, осуществляя финансирование строительства и оборудования больницы «Севрыба».
В 1995 году траловый флот, на фоне общероссийского кризиса, отработал с прибылью, оказал существенную материальную поддержку больнице «Севрыба», ветеранам, школам города, детским домам и приютам.
В 1996–1997 годах Европейская ассоциация – координатор проекта «Партнерство ради прогресса» дважды приглашала Ю. Б. Пруткова в Париж для вручения приза «Золотой Меркурий», ежегодно присуждаемого предприятиям за наилучшие показатели по объемам реализованной продукции. Траловый флот, единственный в Мурманской области, был тогда удостоен этой награды. По словам Ю. Б. Пруткова, – «это награда – дань уважения коллектива, его колоссальному труду». За успешное выживание и развитие в трудных экономических условиях ОАО «Мурманский траловый флот» было отмечено международным знаком «Факел Бирмингема».
За этот двухлетний период флот пополнился судами постройки Германии, проекта 2198. Названы они именами знаменитых тралфлотовцев – «Иван Шаньков», «Анатолий Гугунов», «Борис Зайцев», «Болеславль Балдин», «Яков Гунин», «Павел Городилов».
В 1997 году на базе ОАО «Мурманский траловый флот» были образованы новые производственные структуры: ЗАО «Мурманский траловый флот-1» и ЗАО «Мурманский траловый флот-2». Возглавили их капитаны Василий Алексеевич Федотенко и Александр Васильевич Варганов. Союз промышленников и предпринимателей, возглавляемый губернатором Ю. А. Евдокимовым, расширил свои ряды, в его состав был принят генеральный директор АО «Мурманский траловый флот» – Ю. Б. Прутков.
Через год последовало создание ЗАО «Мурманский траловый флот-3», а еще через год – ЗАО «Мурманский траловый флот-4» и ОАО «Мурманский губернский флот». Все эти предприятия вошли в состав Союза рыбохозяйственных организаций «Консорциум Мурманский траловый флот», возглавляемый Ю. Б. Прутковым.
Структурные преобразования были направлены на эффективное управление флотами, повышение уровня добычи рыбы. Для этого была разработана специальная программа по модернизации и переоборудованию судов. К примеру, внедрение ее на судах типа «Моонзунд» позволило увеличить ежесуточный выпуск готовой продукции в 4 раза. Грамотные продуманные действия дали ожидаемый результат. Официально это подтверждают очередные награды, которые были вручены президенту союза рыбохозяйственных организаций «Консорциум Мурманский траловый флот» в 1999 году: национальная общественная премия имени Петра Великого, диплом «лучший менеджер России» и медаль лауреата. Ю.Б. Прутков стал победителем в номинации «За эффективное управление и достижение лучших социально-экономических показателей развития регионов Российской Федерации». Национальную общественную премию вручают как высшую общественную награду РФ за личный вклад в развитие теории и практики управления экономикой и социальной сферой предприятия, региона, государства. Коллектив тралфота выдвинул Ю.Б. Пруткова кандидатом в депутаты областной думы. И он победил, причем – с большим отрывом от всех остальных претендентов.
Свое 80-летие Мурманский траловый флот встречал, как и положено легендарному коллективу, трудом, достойным уважения. Тогда, в первых числах января 2000-го, в адрес президента консорциума поступило письмо Председателя Правительства России В. В. Путина: «Уважаемый Юрий Борисович! Благодарю коллектив Мурманского тралового флота за эффективную работу, умение инициативно действовать в непростых условиях, за помощь стране в пополнении казны полновесным «живым» рублем!.. Уверен, с помощью вашего коллектива наша Родина займет достойное место в ряду развитых стран мира…»
В день юбилея флота знаком «Почетный работник рыбного хозяйства России» были награждены: вице-президент консорциума – М.М. Лобан, заместитель генерального директора – В. А. Яшин, капитаны – В. С. Слуцкий, Н. А. Чеботько, начальник радиостанции – В.Н. Шухтин. Почетной грамотой Государственного комитета по рыболовству РФ отмечен труд капитанов Ю.В. Гоголева и В. В. Журавлева, старшего мастера по добыче рыбы В.А. Шахназарова. Тридцать пять тралфлотовцев получили Почетные грамоты от губернатора, мэра Мурманска, областной думы.
Сегодня на внутренний рынок траловый флот поставляет более 80 % производимой им продукции. В конкурсе «100 лучших товаров России» она получила высокую оценку. Двум видам консервов – «Печень трески натуральная» и «Печень трески по-мурмански» – присужден диплом лауреата с золотым логотипом, а консервам «Скумбрия натуральная» и «Сельдь натуральная» – диплом финалиста с серебряным логотипом. Продукция, выпускаемая пресервно-консервным цехом «Кильдин» Мурманского тралового флота, по достоинству оценена на международных и отечественных выставках. Мурманский траловый флот стал единственным лауреатом конкурса «Всероссийская Марка Ш тысячелетия».
За последние пять лет рыбаки на 24 % увеличили вылов, на 32 % подняли выпуск обезличенной продукции, на 36 % – товарной пищевой продукции, выпуск консервов вырос на 108%, товаров и услуг стали производить на 66 % больше. Среднемесячная заработная плата на одного работника за это время возросла на 134 %. Мурманский траловый флот в 2001 и 2002 годах стал лауреатом Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности».
За плодотворный и добросовестный труд знаком «Почетный работник рыбного хозяйства России» в этот период награждены пятнадцать работников флота. Среди них – директор по кадрам и социальным вопросам И. В. Чуприн, главный инженер В. Ф. Маклаков, капитаны – В. Л. Бондарев, В. В. Волков, В. А. Суховерша, В. Е. Штанько, А. Н. Шириков, представитель консорциума «Мурманский траловый флот» – Ю. М. Михайленко.
В 2005 году Мурманскому траловому флоту исполнилось 85 лет. Коллектив продолжает планомерно повышать производительность труда, увеличивать вылов рыбы и выпуск продукции, улучшает качество своих товаров и услуг. Решая проблемы отрасли, руководители тралфлота выработали свою концепцию выживания и развития, они продолжают стремиться проводить в жизнь политику социальной направленности, поддерживать экономическую стабильность, заботиться о людях Мурманска – города рыбаков. |