|
Муниципальное унитарное предприятиеЯргорэлектротранс |
|
|
|
Трамвай и троллейбус – уникальные виды городского общественного транспорта, сочетающие в себе экологичность, доступность и экономичность. Ежедневно ярославские трамваи и троллейбусы перевозят тысячи пассажиров. Забота об их комфорте и безопасности лежит на плечах работников МУП «Яргорэлектротранс» (ЯрГЭТ). Несмотря на все трудности, это транспортное предприятие в течение 50 лет является одним из лучших в России.
История общественного электротранспорта в Ярославле началась в 1895 году, когда 13 июля на очередном собрании городской Думы было предложено уведомление об устройстве в городе «железного сообщения».
Трамвайные пути в Ярославле строились с шириной колеи в 1 520 миллиметров (стандартная колея российских железных дорог) в первую очередь с целью организации в городе грузового движения. Под электрическую станцию был отведен участок земли около Вознесенских прудов.
Открытие движения состоялось 17 (30) декабря 1900 года. Трамваи пошли по четырем линиям: Московский вокзал – Богоявленская площадь, Богоявленская площадь – Воздвиженский спуск, Федоровской и Рождественской.
Со строительством трамвайной электростанции в Ярославле началась электрификация жилых домов, учреждений и фабрик, появилось уличное освещение.
В 1904 г была открыта еще одна линия: «Сенная площадь – Угличская улица – Леонтьевское кладбище». Последнее трамвайное строительство до революции – это ввод в эксплуатацию в 1908 году Мологской линии.
Городское трамвайное хозяйство сильно пострадало во время Гражданской войны. К 1922 году в рабочем состоянии остались лишь три вагона. Затем началось восстановление хозяйства. С «трамвайного кладбища» вагоны отправили в ремонтные мастерские, была проведена замена путей. Движение транспорта постепенно восстанавливалось.
В конце 1937 года трамвай был отделен от электростанции и стал отдельным предприятием. К тому времени общая длина городских путей составила 28 километров, парк состоял из 61 моторного вагона и 36 прицепных.
В 1948 году началось обновление подвижного состава: появились первые советские четырехосные цельнометаллические трамваи – родоначальники серии М-38. Из Москвы также поступило 18 прицепов КП, восемь из которых в Ярославле были переделаны в моторные вагоны.
В 1949 году на строительство в городе троллейбусной линии было ассигновано 1 миллион 600 тысяч рублей и выделено 6 троллейбусов МТБ-82. Строительство по проекту «Большое кольцо Ярославля» велось в две очереди. Первая очередь – «Всполье – улица Свободы – гостиница – Ярославский театр драмы имени Ф. Волкова – улица Трефолева – Советская улица – Красная площадь – улица Ушинского – улица Свободы – Всполье». Вторая очередь – «Продление от Красной площади по Советской улице к проспекту Шмидта – Тутаевское шоссе – улица Чехова – Всполье». Строительство линии первой очереди потребовало убрать трамвайную ветку.
Строительство началось в середине июня. В работе принимали участие ТЭЦ-1, завод «Красный маяк», Махорочная фабрика. Троллейбусы поставили в трамвайный парк. Десять трамвайных вагоновожатых: Воробьев, Дербин, Закаличный, Ливанов, Монекин, Синичкин, Соловьев, Томке и другие – были отправлены в город Горький на курсы водителей троллейбуса.
Всего пять месяцев прошло с тех пор, как июньским утром ярославские трамваи сделали свой последний рейс по улице Свободы и на строительство троллейбусной линии пришли первые бригады. Седьмого ноября 1949 года троллейбусная лини была сдана в эксплуатацию.
К 50-летию трамвая был модернизирован двухвагонный поезд из числа ленинградских вагонов. Он пошел по маршруту «Шинный завод – Московский вокзал».
В 1950 году трамвай был переведен со штангового токоприемника на дуговой.
1956 год стал временем расширения и модернизации трамвайного хозяйства. На базе «КП» был построен поезд полуобтекаемой формы, который начал работать на третьем маршруте. Открылась новая линия к поселку Автозавода длиной 3,8 километра. В 1957 году отремонтировали 4 километра путей, заменили 80 % всех стрелочных переводов в городе.
Вытеснение трамвая с улиц города началось в 1964 году. В течение трех лет была ликвидирована главная трамвайная линия: «Московский вокзал – Шинный завод». Трамвайные пути ежегодно сокращались и к 1969 году в Ярославле осталось всего три трамвайных маршрута. В центре чудом уцелела небольшая ветка к Торговому переулку, которая работала до 1975 года. При этом за 1969 год трамвай перевез 52 миллиона пассажиров, троллейбус – 75 миллионов. Троллейбусная сеть значительно расширилась, включала девять маршрутов и два депо.
В середине 70-х отношение к трамваю изменилось. В 1976 году обсуждался проект подземного трамвая по улице Ушинского и Комсомольской к площади Волкова. При снятии в 1975 году линии на «Перекоп», идущей по дамбе и мосту через Которосль, была построена новая линия по мосту имени Толбухина. На улице Емельяна Ярославского открылся четвертый маршрут. Началось строительство линии скоростного трамвая в Северный жилой район. Запуск этой ветки проходил в пять этапов, последний из которых был завершен в 1985 году. Открылось новое депо № 4, куда с завода поступили вагоны КТМ-5М3 (71-605). Всего с 1975 по 1991 год предприятие получило 277 таких трамваев.
Городской трамвай переживал второе рождение. В 1985 году ярославские трамваи перевезли 78,8 миллиона пассажиров. Длина путей достигла 66,9 километра. В 1992–1993 годах в Ярославль прибыли трамваи новой модели 71-608К.
В год столетнего юбилея трамвая в Ярославле состоялся IX Всероссийский конкурс профессионального мастерства водителей. В город прибыли водители из 42 городов России. Конкурс проходил 4–8 сентября в депо № 4 и на линии шестого маршрута по улице Блюхера. Победителем конкурса была признана Л. Ускова – водитель трамвая из Ярославля.
Сегодня в городе работают 5 трамвайных и 8 троллейбусных маршрутов. Линии третьего и бывшего четвертого маршрутов (Комсомольская площадь – Московский проспект) проработали 100 лет.
В Ярославле действует комплексная целевая программа развития электрического транспорта, рассчитанная на период до 2010 года. В ее рамках в эксплуатацию уже введено 35 новых комфортабельных трамвайных вагонов. С 2008 года ожидается пополнение троллейбусного парка. К 2010 году в городе произойдут большие подвижки в развитии городского электритческого транспорта: будут открыты новые маршруты троллейбусов в СЖР, достроено троллейбусное депо на 100 единиц на Ленинградском проспекте, соеденены трамвайные маршруты № 7 и 9 на улице Блюхера, капитально отремонтированы все трамвайные пути.
К настоящему времени внедрена новая система телеуправления с тяговыми подстанциями. Это дает возможность повысить качество перевозки, сделать городской электрический транспорт основным видом общественного транспорта. |